То, что суд Новороссийска сначала требовал остановить работу КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) якобы из-за серьезных экологических нарушений, а потому вдруг заменил свое же решение незначительным штрафом, удивило многих.
Аналитик нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин такое разрешение конфликта с Казахстаном в интервью «Bild по-русски» объяснил очень просто: «Китайцев трогать нельзя».
Крутихин считает, что наказать президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, который высказал в присутствии президента РФ Владимира Путин противоположную точку зрения на признание сепаратистских «республик» на Донбассе и на войну в Украине хотели именно остановкой экспорта нефти из страны.
Сделать это хотели с помощью терминала в Новороссийске, который отправляет за границу около 67 миллионов тонн нефти в год. Этот терминал отправляет 90 процентов казахской нефти.
Как утверждает Крутихин, в Казахстане добывает нефть много китайских компаний. И когда это выяснилось, закрывать терминал КТК стало политически не выгодно. Ведь с этом случае, Россия может потерять едва ли не единственного оставшегося партнера.
Поэтому срочным образом материалы были направлены в другой суд, который уже даже не вспомнил об экологическом ущербе, а приостановку экспорта переформатировал в небольшой денежный штраф.